Баталова Наталия Анатольевна
воспитатель МАДОУ Детский сад №18
Вдовина Екатерина Владимировна
воспитатель МАДОУ Детский сад №18
Аннотация: в статье рассматривается значение конструктивной деятельности в дошкольном возрасте, даются практические игры и упражнения с использованием конструкторов Леко «Гига блокс» и Полидрон «Супер Гигант».
Ежегодно педагог — психолог детского сада проводит комплексную психолого-педагогической диагностику стартовой готовности ребенка к школе. Результаты позволили выявить проблемы по следующим показателям: детям трудно следовать инструкции при выполнении учебных действий, находить логические связи и аналогии, выстраивать алгоритм деятельности и концентрироваться на действиях для достижения цели.
С учетом реализации областной программы «Уральская инженерная школа», интересом детей к технологии конструирования, требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, мы решили организовать конструктивно — игровую деятельность с детьми средствами развивающих конструкторов Полидрон «Супер Гигант» и Леко «Гига блокс». Уникальность этих конструкторов, заключается в том, что ими могут играть дети разных возрастов. Детский сад приобрел два варианта конструкторов. И проблему сменяемости игрового материала мы решили путем путешествия конструкторов по группам. Конструктор живет в группе 1 неделю, а потом переезжает в другую группу. В это время в группе появляется другой конструктор.
Значение конструкторов в развитии ребенка очень велико: формируются математические способности, пространственное мышление, развивается мелкая моторика рук, дети учатся эффективно работать вместе, в команде.
Вот и мы сегодня с вами поработаем в команде и поиграем. Сначала познакомимся с конструктором Полидрон «Супер Гигант», он состоит из следующих деталей: малый и большие квадраты, треугольники и шестеренки.
Возьмите по 1 разной детали. Обратите внимание, какой она формы, цвета, потрогайте её поверхность с двух сторон.
1.Разделитесь в две группы, так, чтобы у вас были одинаковые признаки (можно разделиться по форме, цвету, размеру).
2.Теперь постройте дорожку: 1 команда строит длинную дорожку, 2 короткую. Обратите внимание на то, детали крепятся только одинаковой по текстуре стороной.
3.Построите куб и пирамиду. Данное задание можно включить в совместную образовательную деятельность по развитию математических представлений на этапе закрепления
4.А теперь самое сложное задание: Постройте, вместе любую конструкцию используя все детали.
Как правило, после этого разворачивается игровая деятельность — дети обыгрывают постройки.
В средней группе дети строят вместе с воспитателем, в старших группах самостоятельно как по схемам, так и по замыслу.
Еще очень интересный момент то, как этот конструктор был представлен детям. В младшую и среднюю группу его принес сказочный герой и в увлекательной форме рассказал детям, как соединять детали. В старшие группы его принесли заранее до прихода детей и уже дети сами методом проб и ошибок, вначале каждый сам по себе, потом группой осваивали конструктор.
А теперь познакомимся с конструктором Леко «Гига блокс».
Это аналог обычного конструктора с шашечным соединением (как в Lego), но состоит из очень больших деталей, которые воспринимаются, как «настоящий строительный материал». Он состоит из кирпичиков разного цвета и размера, крышечек разного размера. Есть еще балки, платформы, колпачки.
В младшем возрасте даются простые задания на закрепление знаний о различных цветах. Например, подберите шапочку (крышечку) для кирпичика.
Второе задание: строим башенки и дорожки и т. д. Цель этих заданий: освоение понятий высокий — низкий, широкая — узкая.
Третье задание: строим ворота и закатываем мячик. Цель: развитие координации движений.
Задания для старшей и подготовительной группы
Конструирование по словесной инструкции
Построите башню так, чтобы постройка состояла из 4 этажей.
1 этаж состоит из 5 кубиков поставленных в ряд, так чтобы первый и последний кубики были красного цвета, а в середине оранжевого, желтый перед оранжевым, а синий после оранжевого.
2 этаж также из 5 кубиков, нужно над красными кубиками 1 этажа поставить синий, в середине красный кубик, перед красным желтый, но после синего, а оранжевый, после красного, но перед синим.
3 этаж из 3 кубиков, их нужно поставить так, чтобы желтый кубик стоял на красном кубике 2 этажа, оранжевый перед желтым, красный после желтого.
4 этаж — один кубик синего цвета ставится на желтый кубик 3 этажа
Задание «Слуховой диктант»
Выкладывается лабиринт на плоской поверхности по словесной инструкции: 2 кубика вверх, 2 вправо, 2 вниз, 3 вправо, 3 вверх, 3 вправо, а теперь повтори ряд.
Задание «Юные архитекторы»
Постройте конструкции по карточке (см.рисунок):
На карточке одна конструкция изображена в 3 проекциях: сбоку, сверху, спереди.
Конструкторы можно использовать во всех образовательных областях для решения развивающих, обучающих и воспитательных задач, как в совместной, так и самостоятельной деятельности.