Фонарева Ирина Сергеевна
воспитатель МАДОУ Детский сад №18
Овчинникова Татьяна Ивановна
воспитатель МАДОУ Детский сад №18
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования при реализации основной образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики.
Цель диагностики – оценка индивидуального развития ребенка, оценка эффективности педагогических действий и дальнейшее планирование работы.
Диагностика должна происходить не принужденно для детей, поэтому лучше преподносить ее на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек.
Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное действие, в достижении цели.
Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.
Книга создана по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди». Изначально книга создавалась как диагностическое пособие, совместно с педагогом психологом.
В работе с книгой каждый решал свои задачи: педагог- психолог для отслеживания сформированности психических процессов
Для педагогической диагностики в задания по сказке включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о пространстве, а также числа и окружающем мире.
Задания рассчитаны на средний возраст дошкольников. Книга состоит из нескольких листов. На каждой странице интересное задание, а сами герои порой спрятаны.
Материал предоставлен в увлекательной форме, через проблемно — практические задания. Для оформления используются различные материалы. Многие задания скреплены на липучке, присутствуют шнурки, на листах кармашки с заданиями. Из плотного картона вырезаны дополнительные детали: фрукты, грибы, пирожки , поленья, камешки, стрелочки и т.д.
1 стр. игра «Сосчитай». Надо посчитать лебедей на картинке и обвести соответствующую цифру синим цветом, количество домов — красным.
2 стр. «найди полено» надо выбрать только березовые дрова и положить их в печь.
3 стр. Дидактическая игра: «заплети косичку». Закрепить понятие: широкий — узкий. При выполнении шнуровки, обращать внимание ребенка на толщину шнурка и на их расположение на поле (справа, слева, вверху, внизу).
4 стр. «помоги собрать мост» нужно собрать мост, чтобы помочь девочке речку.
5 стр. Дидактическая игра: «грибы» помочь девочке собрать только съедобные грибы.
6 стр. Упражнение на счёт и цвет предметов. Помочь девочке построить лестницу в виде радуги.
7 стр. Дидактическая игра: «веселый счет» Упражнять в счёте. Помочь речке укрыть девочку с братцем, сосчитать точки на камнях и соединить с подходящими цифрами.
8 стр. Дидактическая игра: «Ориентировка в пространстве» надо разложить яблоки в корзины. (справа, слева, посередине)
9 стр. «Разложи на поднос» разложить пирожки по подносам.
10 стр. «Замок» надо подобрать ключ к замку. Геометрические фигуры.
Практическая ценность книги заключается в широте использования этого пособия. Это пособие было использовано в течении года. Со временем дети сами придумали работать с ним в парах. Познакомили с ним родителей.
Благодаря этой яркой и интересной книжки, ребятам намного проще осваивать азы математики, развивать мелкую моторику, ловкость при выполнении различных действий, зрительный контроль, логическое мышление. Именно в игре ребёнок реализует своё стремление к самостоятельности. Любая игра только тогда даёт результаты, когда дети играют с удовольствием: Эта книга позволяет решать многие задачи:
- Учить сравнивать предметы по величине, цвету, форме и размеру.
- Совершенствовать ориентировку в пространстве и во времени.
- Развивать интерес и побуждать к действиям.
- Развивать мыслительные операции, основные логические приёмы — сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.
На этом работа наша продолжается, сейчас мы разрабатываем новые пособия для старшей группы.