Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Преимущество дополнительного образования состоит в том, что все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее – объединения), а также индивидуально.

На базе программ дополнительного образования, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в детском саду действуют объединения, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях, не только обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Участие обучающихся в объединениях по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, сферах деятельности, где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Большое количество детских объединений, не связанных напрямую с образовательной деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый коллектив. А массовое участие детей в регулярно проводимых в детском саду праздниках, конкурсах, игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления традиций, формированию корпоративного духа учреждения, чувства гордости за него.

Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (художественной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, естественно-научной, технической).